Шо би Ви знали, как нам бывает весело... Одесса и ее негласная история - Достопримечательности
ОДЕССА - город на нашем Юге и на чьем-то Севере
 Достопримечательности

Извините, пожалуйста, вас беспокоит Софа.

- Ви ошиблись, Софа меня не беспокоит.


-




      Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета по праву можно назвать европейской жемчужиной, ради которой даже построили электростанцию переменного тока, чтобы осветить достояние города для его жителей и гостей. Театр прежде всего знаменит своей архитектурой, а по своей планировке и техническим данным не уступает лучшим театрам Европы.


    Театральная жизнь в Одессе ведет свою историю с первых дней существования города. Одесский театр оперы и балета можно с гордостью и уважением назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений.


       Одесса получила право строить театр в 1804 году, а в 1809 он был уже возведен по проекту французского архитектора Тома де Томан, автора ряда зданий в Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось открытие, которое представляла русская группа П.Фортунова одноактной оперой Фрелиха «Новое семейство» и водевилем «Утешенная вдова». В 1823-24 годах именно это здание посещал А.С.Пушкин во время своего пребывания в Одессе.


     Новопостроенный молодой театр находился немного выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринимался как памятник молодому городу. Архитектура здания выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращенным к зданию Музея морского флота Украины, тогдашнего английского клуба. Зал на то время вмещал всего 800 зрителей, а в партере было установлено всего 44 кресла, поэтому 700 зрителей наблюдали за постановками стоя. Также было 17 лож, которые располагались на трех ярусах и в них, как правило, отдыхали высокопоставленные лица.

Театр постоянно пытались улучшить и для исправления недостатков здания производились неоднократные достройки. В результате этих перестроек появилась каменная стена по оси колон, что позволило расширить пространство в фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания были закончены 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 года театр, к огромнейшему сожалению, сгорел из-за газового рожка, освещающего часы в ночное время.

        Прошло почти 11 лет с момента пожара до закладки первого камня в новое здание театра. На этот раз строительство велось под руководством венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Гельмера. Образцом постройки послужила возведенная четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера. Здание строили подрядным способом из местных строительных материалов, в основном из одесского известняка-ракушечника.


     Открытие нового театра состоялась 1 октября 1887 года. Здание исполнено в стиле венского «барокко». Над фасадом восседает скульптурная группа, изображающая музу Мельпомену, покровительницу искусства. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, которые ею же покорены. Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие комедию и трагедию. По фронту здания установлены бюсты гениальных творцов и основоположников русской литературы и музыки: А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, которые представляют поэзию, музыку, драму и комедию.

Посетив Одесский театр Оперы и Балета, Вы будем приятно удивлены его нарядным внутренним убранством. Архитектура выдержана в стиле «рококо». Самая красивая часть здания – это зрительный зал. Он роскошно украшен лепными орнаментами с тонкой позолотой. Купала, колоны, арки, скульптуры, свечи и подсвечники отлично гармонирую друг с другом. Сидения и ложи оббиты темно-красным бархатом, зеркала в позолоченных оправах. Подняв голову вверх, Вы застынете в восторге от расписного потолка. В основу его композиции положены картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира, таких как «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Как Вам это понравится». По средине величественно освещает зал большая хрустальная люстра, украшенная множеством ажурных деталей, вес которой 2,5 тонны. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шепот со сцены в любой его уголок. Также имеется орган, трубы которого расположены над ложами второго яруса. По полу из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа ходили и наслаждались красотой и величеством талантливые и известные люди такие как: П.И.Чайковский, Н.Ф.Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Эжен Изан и другие. Они исполняли свои произведения на сцене театра, которая позже сгорела (в марте 1925 года) и была восстановлена уже через год. Здесь пели Федор Шаляпин, Соломея Крушельницкая, Маттиа Баттистини, выдающиеся оперные певцы. На этой же сцене танцевала прима - балерина мира Анна Павлова.



Памятник Утесову

— Мужчина — что там высматриваете?  Что вам неясно?
— Да я никак не могу понять: это у вас цены или номера телефонов? 


            Торжественное открытие памятника знаменитому певцу и киноактеру Леониду Осиповичу Утесову состоялось 2 сентября в Одессе в рамках празднования 206-й годовщины основания города.
           Памятник установлен в центре Одессы на улице Дерибасовской. Утесов изображен сидящим на скамейке — как бы отдыхающим после концерта. Автор памятника — Александр Токарев. Отливалась скульптура в Киеве.

        Леонид Осипович Утесов (настоящее имя – Лазарь (Лейзер) Иосифович Васбейн) родился 21 марта 1895 года в городе Одессе. Он известен широкой публике как артист эстрады, певец и киноактёр. Уже в пятнадцать лет Лазарь Иосифович прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, неплохо пел и славился своим свободолюбивым характером.
     За драку с учителем математики Лазаря отчислили из одесского коммерческого училища Файга, и в 1911 году он начинает свою артистическую карьеру. Некоторое время он выступал в бродячем цирке борца И. Л. Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году начинающего артиста пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. Так появился Леонид Утесов.
     Утёсов стоял у истоков формирования таки видов советского искусства, как джаз, музыкальный фильм и массовая песня. По окончании активной концертной деятельности Леонид Утёсов много сил отдавал начинающим исполнителям, он стремился привить у них хороший вкус и поощрял достигать настоящего мастерства. 
    Также можно позвонить по находящемуся рядом с памятником стилизованному телефону и заказать песню в исполнении Утесова. Утесов популярные в 30ые, 40ые и 50ые годы исполнитель, родился в Одессе и посвятил своему городу множество песен. 
          


Памятник 12-му стулу
- Какой человеческий орган является символом любви? 
- У мужчины или у женщины? - переспрашивает студентка. 
- Боже мой, - вздыхает доктор, - в мои времена это было просто сердце... 




     Памятник последнему, 12 стулу, из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», рядом с памятником находиться чемодан Остапа Бендера. На стуле можно посидеть и      сфотографироваться. Памятник находиться в самом центре города на Дерибасовской улице, рядом с горсадом. Памятник был открыт 1го апреля 1999 года. 

Памятник стулу дал начало тренду установки памятников творчеству писателей-одесситов Ильфа и Петрова. За несколько лет памятники были открыты в Пятигорске, Старобельске, Санкт-Петербурге, Элисте и других городах, а в Харькове было установлено целых пять памятников.



Приморский бульвар
Поручик Ржевский недолюбливал женцин...
неуспевал...
Такие указатели улиц стоят в центре Одессы повсюду 
Приморский бульвар - одна из красивейших улиц Одессы, любимое место прогулок горожан и туристов. Засаженный столетними платанами, каштанами, кленами и липами, пешеходныйбульвар проходит над обрывом параллельно берегу моря. Среди ряда зданий в стиле классицизма и раннего итальянского ренессанса, формирующих парадный морской фасад Одессы,особое место занимает гостиница "Лондонская", в которой останавливались многие знаменитости. Главным украшением Приморского бульвара является Потемкинская (Приморскаялестница (1841 г.) в 192 ступени, спускающаяся к Морвокзалу (рядом работает фуникулер). Над лестницей установлен памятник самому знаменитому одесскому градоначальникуАрмануде Ришелье (Дюку). На бульваре обнаружены фрагменты античного поселения V-III вв. до н.э., над археологическим раскопом сооружен стеклянный павильон. 
    Приморский бульвар - один из лучших градостроительных ансамблей архитектуры классицизма на Украине, удачно осуществляет связь центральной части города с морем, является парадным фасадом при въезде в Одессу со стороны моря. В конце XIX - начале XX вв. на фасадах некоторых домов был изменен первоначальный декор, но в целом ансамбль сохранил архитектуру классицизма. В плане бульвар - правильный прямоугольник. Его основным архитектурным акцентом является полукруглая площадь с памятником Ришелье, от которой по сторонам расходятся два квартала (северо-западный и юго-восточный), а к морю спускается Приморская лестница. С одной стороны бульвар замыкает дворцовый комплекс, с другой - Старая биржа. 

   Проезжая часть проложена у фронта застройки, со стороны обрыва - три пешеходные дорожки, обсаженные аллеями из каштана и платана. Покрытие асфальтобетонное, ограждение со стороны обрыва - невысокий каменный парапет. 



Дюк де Ришелье

- Соня, не дрожи диван: ты лопнешь все пружины! 

вечерняя Одесса

Памятник основателю Одессы А.Э. Ришелье, венчающий известную Потемкинскую лестницу, 400 ступенек которой ведут к Одесскому морскому порту. Герцог с приветствием протягивает приезжающим руку и представляет на их суд город, проживший не одно столетие и видевший многие моменты истории.

   Памятник заложен 30 июня 1827 г. Одно из последних творений выдающегося русского скульптора И. П. Мартоса.Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо. Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.Э. Ришелье. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега р. Южный Буг отделан мастером П. Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усеченной пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

   На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золоченая плита с надписью, на двух боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения.

   Работами по установке памятника руководил архит. Ф. К. Боффо.

   Памятник удачно сочетается с окружающей застройкой и Приморской лестницей.



Катакомбы
- И шо вы разоряетесь без копейки денег? 
 

          Одесские катакомбы возникли на месте добыче камня. Одесса стремительно строилась, городу нужен был ракушняк – основный строительный материал в Одессе. Одесские катакомбы, точнее каменоломни, упоминаются с начала восьмого столетия, как раз с момента основания города. Одесские катакомбы. Экскурсия в катакомбы. Экскурсия в НерубайскоеОткуда произошло название «катакомбы» в данный момент точно неизвестно. Вполне возможно название идет от латинского слова "catacumba" – обозначающего подземные лабиринты, где христиане, спасаясь от преследований римских властей, проводили богослужения и обряды погребения умерших.
В Одессе этот термин издавна применялся в отношении старых заброшенных шахт, служивших местом добычи строительного ракушняка. Одесские катакомбы состоят из заброшенных каменоломен по добыче ракушника, иногда встречающихся ходов из подвалов домов, шахт и разнообразных боковых помещений. С свое время бизнес по добыче камня процветал. Одесса строилась. Ходы прорывали везде, где угодно: и за пределами зданий, и под улицами, и под площадями.

        Сами же каменоломни в Одессе есть под центральной частью города, Молдаванкой, Большим и Малым Фонтанами, селами - Кривой Балкой, Нерубайским, Усатовом, Куяльником и т.д. До сих пор в Одессе остается негативное отношение к катакомбам. На них списывают все: от провалов грузовиков и бездеятельности коммунальных служб до невозможности строительства метро.Одесские катакомбы, самые знаменитые в мире не только по своему хитросплетению лабиринтов, но и по протяженности, которая достигает трех тысяч километров. Для сравнения: протяженность Римских катакомб - триста, Парижских - пятьсот километров. Даже приблизительная топография одесского подземного лабиринта неизвестна. 
Одесские катакомбы
Одесса – прекрасный южный город построен на крутых морских берегах, сложенных у основания 12-16-метровой толщей понтических известняков, перекрытых красно-бурыми глинами и лессовидными суглинками. Верхняя часть разреза - плитчатые, перекристаллизованные известняки, нижняя - равномерно сцементированные, более рыхлые. Именно в них и выработаны катакомбы.

Так как же возникли катакомбы? Прежде, чем ответить на этот вопрос, заглянем в далекое геологическое прошлое Северного Причерноморья. Когда-то вся его территория была морским дном. Морю, морским отложениям обязан своим образованием и широко известный на юге камень бледно-желтого цвета - ракушечник. Прочный, легкий, не требующий больших усилий при обработке, он издавна используется в строительстве. Из ракушечника, в частности, была построена почти вся старая Одесса. Да и теперь - в век железобетона - ракушечник не забыт строителями. До октябрьской революции разработка этого камня велась хищнически. Прямо под городом создавались многочисленные шахты-каменоломни. Постепенно они составили огромный подземный лабиринт.

Итак, катакомбы - это искусственные подземные пустоты. Добавим, что они бывают двоякого происхождения. Одни из них представляют собой бывшие каменоломни, другие - ходы из подвалов домов (в Одессе такие ходы чаще всего называли минами). Обычно мины были направлены за пределы зданий и, проходя под улицами, площадями, нередко соединялись с общим лабиринтом катакомб.
Катакомбы, Одесса
История Одесских катакомб начинается приблизительно в 30-х годах 19 века. Бурное развитие строительство растущего города требовало дешевый и доступный строительный материал. Им и стал понтический известняк, или так называемый ракушняк, которого в Южной Пальмире в изобилии. Поначалу камень ломали по склонам балок (оврагов). Позже добыча стала осуществляться шахтным методом с помощью пил, первоначально завезенными из Англии. К 60-м годам 19 века существование под городом и пригородом разветвленной сети заброшенных и действующих шахт начало становиться проблемой для города.

Шахты залегали на глубинах от 4 до 30-35 метров от поверхности, сбиваясь (соединяясь) между собой, образовывали бессистемный лабиринт, который мало кто знал. По городу происходили провалы грунта, любое растрескивание зданий списывалось на "катакомбы". Вдобавок, шахты частенько использовались для "темных" дел: контрабанды, укрытия краденного и т.д.

Официально мины сооружались домовладельцами для хранения продуктов и вин. Но на деле в минах чаще всего перепрятывались контрабандные товары. В катакомбах свили себе гнездо под крылышком находившейся на откупе полиции воры и грабители. Здесь же были склады награбленного ими добра. Естественно, что борьбу с минами в таких условиях было проводить трудно, почти невозможно.

К концу 19 века добыча камня нормировалась инженерами-маркшейдерами и мастерами-штейгерами Новороссийского горного округа. Села вокруг города - Кривая, Фомина, Холодная балки, Усатово, Нерубайское - были заселены шахтерскими династиями.

После начала революции в шахтах укрывались и бандиты, и революционеры, и дезертиры. Почти на 10 лет шахты стали укрытием для людей так или иначе недовольных тем, что творилось на поверхности.

Только в послереволюционные годы вопрос ликвидации мин и борьбы с оседанием почвы был благоприятно разрешен. Да и разработка камня-ракушечника стала вестись совсем по-новому.

С 30-х годов 20 века возобновилась активная добыча камня. Резались новые шахты, дорезались старые. Массив выработок все увеличивался, шахтные поля соединялись между собой. Из одного села спокойно можно было пройти под землей в другое.
 
И вот наступила война: Шахты вновь начали обживаться. Вдоль входов укрывалось местное население со скарбом, домашними животными. Глубже базировались партизанские отряды, прятались дезертиры. Тысячи людей месяцами находились под землей, приспосабливая шахты под жилье.

После окончания Великой отечественной войны добыча камня вновь оживилась. Теперь уже с помощью техники дорезались самые трудно доступные участки.

Полных планов катакомб нет. Температура воздуха под землей круглый год +14 С. А глубина в некоторых местах достигает 100 м. Не зная лабиринтов, выйти из них почти невозможно. Человек, оставленный там без света, обречен на гибель.

Сегодня катакомбы продолжают служить городу. В отдаленных галереях, отгороженных от основного лабиринта железобетонными перемычками, устраиваются склады, подвалы для выдержки коньяка, пункты управления и связи на случай чрезвычайных ситуаций и пр. 

Особую технологию, нацеленную на промышленное культивирование грибов в знаменитых катакомбах, предложили в свое время и ученые Одесского сельскохозяйственного института. По расчетам разработчиков, в подземных известняковых выработках в Одесской области можно заложить плантации общей площадью более 30 тысяч квадратных метров.

Есть у тех, кто ходит под землю, примета: нельзя то, что находишь в катакомбах, выносить наружу. Всё, что в подземелье, принадлежит богу Буту, говорят они, а если ты всё же решился взять, то оставь что-нибудь взамен. 

У катакомб есть и свой фольклор. Одна из легенд повествует о модели корабля, сделанной из чистого золота и спрятанной одним одесским капитаном в катакомбах. Он шел на войну и решил богатство свое припрятать до поры. Но с войны моряк не вернулся, а кораблик его до сих пор так никто и не нашел. История номер два похожа на первую: как-то так случилось, что один капитан из Одессы принимал участие в спасении пассажиров с "Титаника". В благодарность ему подарили сувенир в виде золотого "Титаника" в уменьшенном виде. И опять же, капитан спрятал его в катакомбах, когда уходил на войну. Дальше вы уже знаете: с войны он не вернулся, а "Титаник" из золота никто пока не обнаружил.

Говорят, что есть подземщики,  которые давно ищут капитанский золотой клад…



Потемкинская лестница

Потемкинская лестница    

                    Идея устройства парадной лестницы принадлежала выдающемуся архитектору А. И. Мельникову и входила в планировку бульвара. 15 июня 1826 года проект бульвара одобрил царь Николай I. Грандиозная лестница была построена в 1841 г.

По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самых красивых лестниц в Европе.
Ежегодно по ней проводится забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования составляет 22,8 секунды. А каждое 2 сентября проводится концерт в честь Дня рождения города!Потёмкинская лестница превращается в большую трибуну, на которой размещаются как горожане, так и гости города, которые прибыли посмотреть действо с участием многих звёзд шоу-бизнеса…

          Автор проекта - архитектор Боффо очень удачно разработал её пропорции (ширина вверху 12,5 метра, внизу - 21,6). В разработке технических и конструктивных проблем, связанных с сооружением лестницы, участвовали инженеры Ю. Морозов, Уоптон и др. Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок. Длина её 142 метра, высота - 24. Спускалась она к самому морю.

             Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница - 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

            Интересны некоторые особенности лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла.

           В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, тем самым зрительно увеличить длину лестницы, придать ей величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, приходившими в город за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом.

Лестница в разное время носила названия: Гигантской, Бульварной, Городской. После выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получила название Потёмкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней.

           Одесский писатель Юрий Олеша писал: "...Знаменитая одесская лестница после картины "Броненосец Потёмкин" вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня".

           Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский. Сейчас лестница имеет 192 ступени. Восемь ступеней засыпали, когда Приморская улица (Суворова) была поднята к теперешнему уровню. 

Четверг, 25.04.2024, 01:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Block title
Скачать аудиокниги Григория Климова
WMlink
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ веб сайтов   Счетчик тИЦ и PR
Форма входа
PEOPLE GROUP
Поиск
robotext
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024