Извините, пожалуйста, вас беспокоит Софа.
- Ви ошиблись, Софа меня не беспокоит.
-
Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета по праву можно назвать европейской жемчужиной, ради которой даже построили электростанцию переменного тока, чтобы осветить достояние города для его жителей и гостей. Театр прежде всего знаменит своей архитектурой, а по своей планировке и техническим данным не уступает лучшим театрам Европы.
Театральная жизнь в Одессе ведет свою историю с первых дней существования города. Одесский театр оперы и балета можно с гордостью и уважением назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений.
Одесса получила право строить театр в 1804 году, а в 1809 он был уже возведен по проекту французского архитектора Тома де Томан, автора ряда зданий в Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось открытие, которое представляла русская группа П.Фортунова одноактной оперой Фрелиха «Новое семейство» и водевилем «Утешенная вдова». В 1823-24 годах именно это здание посещал А.С.Пушкин во время своего пребывания в Одессе.
Новопостроенный молодой театр находился немного выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринимался как памятник молодому городу. Архитектура здания выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращенным к зданию Музея морского флота Украины, тогдашнего английского клуба. Зал на то время вмещал всего 800 зрителей, а в партере было установлено всего 44 кресла, поэтому 700 зрителей наблюдали за постановками стоя. Также было 17 лож, которые располагались на трех ярусах и в них, как правило, отдыхали высокопоставленные лица.
Театр постоянно пытались улучшить и для исправления недостатков здания производились неоднократные достройки. В результате этих перестроек появилась каменная стена по оси колон, что позволило расширить пространство в фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания были закончены 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 года театр, к огромнейшему сожалению, сгорел из-за газового рожка, освещающего часы в ночное время.
Прошло почти 11 лет с момента пожара до закладки первого камня в новое здание театра. На этот раз строительство велось под руководством венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Гельмера. Образцом постройки послужила возведенная четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера. Здание строили подрядным способом из местных строительных материалов, в основном из одесского известняка-ракушечника.
Открытие нового театра состоялась 1 октября 1887 года. Здание исполнено в стиле венского «барокко». Над фасадом восседает скульптурная группа, изображающая музу Мельпомену, покровительницу искусства. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, которые ею же покорены. Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие комедию и трагедию. По фронту здания установлены бюсты гениальных творцов и основоположников русской литературы и музыки: А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, которые представляют поэзию, музыку, драму и комедию.
За драку с учителем математики Лазаря отчислили из одесского коммерческого училища Файга, и в 1911 году он начинает свою артистическую карьеру. Некоторое время он выступал в бродячем цирке борца И. Л. Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году начинающего артиста пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. Так появился Леонид Утесов.
Утёсов стоял у истоков формирования таки видов советского искусства, как джаз, музыкальный фильм и массовая песня. По окончании активной концертной деятельности Леонид Утёсов много сил отдавал начинающим исполнителям, он стремился привить у них хороший вкус и поощрял достигать настоящего мастерства.
Также можно позвонить по находящемуся рядом с памятником стилизованному телефону и заказать песню в исполнении Утесова. Утесов популярные в 30ые, 40ые и 50ые годы исполнитель, родился в Одессе и посвятил своему городу множество песен.
Памятник 12-му стулу
Памятник стулу дал начало тренду установки памятников творчеству писателей-одесситов Ильфа и Петрова. За несколько лет памятники были открыты в Пятигорске, Старобельске, Санкт-Петербурге, Элисте и других городах, а в Харькове было установлено целых пять памятников.
Приморский бульвар
Дюк де Ришелье
Памятник основателю Одессы А.Э. Ришелье, венчающий известную Потемкинскую лестницу, 400 ступенек которой ведут к Одесскому морскому порту. Герцог с приветствием протягивает приезжающим руку и представляет на их суд город, проживший не одно столетие и видевший многие моменты истории.
Памятник заложен 30 июня 1827 г. Одно из последних творений выдающегося русского скульптора И. П. Мартоса.Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо. Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.Э. Ришелье. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега р. Южный Буг отделан мастером П. Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усеченной пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.
На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золоченая плита с надписью, на двух боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения.
Работами по установке памятника руководил архит. Ф. К. Боффо.
Памятник удачно сочетается с окружающей застройкой и Приморской лестницей.
Катакомбы
В Одессе этот термин издавна применялся в отношении старых заброшенных шахт, служивших местом добычи строительного ракушняка. Одесские катакомбы состоят из заброшенных каменоломен по добыче ракушника, иногда встречающихся ходов из подвалов домов, шахт и разнообразных боковых помещений. С свое время бизнес по добыче камня процветал. Одесса строилась. Ходы прорывали везде, где угодно: и за пределами зданий, и под улицами, и под площадями. Сами же каменоломни в Одессе есть под центральной частью города, Молдаванкой, Большим и Малым Фонтанами, селами - Кривой Балкой, Нерубайским, Усатовом, Куяльником и т.д. До сих пор в Одессе остается негативное отношение к катакомбам. На них списывают все: от провалов грузовиков и бездеятельности коммунальных служб до невозможности строительства метро.Одесские катакомбы, самые знаменитые в мире не только по своему хитросплетению лабиринтов, но и по протяженности, которая достигает трех тысяч километров. Для сравнения: протяженность Римских катакомб - триста, Парижских - пятьсот километров. Даже приблизительная топография одесского подземного лабиринта неизвестна. Так как же возникли катакомбы? Прежде, чем ответить на этот вопрос, заглянем в далекое геологическое прошлое Северного Причерноморья. Когда-то вся его территория была морским дном. Морю, морским отложениям обязан своим образованием и широко известный на юге камень бледно-желтого цвета - ракушечник. Прочный, легкий, не требующий больших усилий при обработке, он издавна используется в строительстве. Из ракушечника, в частности, была построена почти вся старая Одесса. Да и теперь - в век железобетона - ракушечник не забыт строителями. До октябрьской революции разработка этого камня велась хищнически. Прямо под городом создавались многочисленные шахты-каменоломни. Постепенно они составили огромный подземный лабиринт. Итак, катакомбы - это искусственные подземные пустоты. Добавим, что они бывают двоякого происхождения. Одни из них представляют собой бывшие каменоломни, другие - ходы из подвалов домов (в Одессе такие ходы чаще всего называли минами). Обычно мины были направлены за пределы зданий и, проходя под улицами, площадями, нередко соединялись с общим лабиринтом катакомб. Шахты залегали на глубинах от 4 до 30-35 метров от поверхности, сбиваясь (соединяясь) между собой, образовывали бессистемный лабиринт, который мало кто знал. По городу происходили провалы грунта, любое растрескивание зданий списывалось на "катакомбы". Вдобавок, шахты частенько использовались для "темных" дел: контрабанды, укрытия краденного и т.д. Официально мины сооружались домовладельцами для хранения продуктов и вин. Но на деле в минах чаще всего перепрятывались контрабандные товары. В катакомбах свили себе гнездо под крылышком находившейся на откупе полиции воры и грабители. Здесь же были склады награбленного ими добра. Естественно, что борьбу с минами в таких условиях было проводить трудно, почти невозможно. К концу 19 века добыча камня нормировалась инженерами-маркшейдерами и мастерами-штейгерами Новороссийского горного округа. Села вокруг города - Кривая, Фомина, Холодная балки, Усатово, Нерубайское - были заселены шахтерскими династиями. После начала революции в шахтах укрывались и бандиты, и революционеры, и дезертиры. Почти на 10 лет шахты стали укрытием для людей так или иначе недовольных тем, что творилось на поверхности. Только в послереволюционные годы вопрос ликвидации мин и борьбы с оседанием почвы был благоприятно разрешен. Да и разработка камня-ракушечника стала вестись совсем по-новому. С 30-х годов 20 века возобновилась активная добыча камня. Резались новые шахты, дорезались старые. Массив выработок все увеличивался, шахтные поля соединялись между собой. Из одного села спокойно можно было пройти под землей в другое. После окончания Великой отечественной войны добыча камня вновь оживилась. Теперь уже с помощью техники дорезались самые трудно доступные участки. Полных планов катакомб нет. Температура воздуха под землей круглый год +14 С. А глубина в некоторых местах достигает 100 м. Не зная лабиринтов, выйти из них почти невозможно. Человек, оставленный там без света, обречен на гибель. Сегодня катакомбы продолжают служить городу. В отдаленных галереях, отгороженных от основного лабиринта железобетонными перемычками, устраиваются склады, подвалы для выдержки коньяка, пункты управления и связи на случай чрезвычайных ситуаций и пр. Есть у тех, кто ходит под землю, примета: нельзя то, что находишь в катакомбах, выносить наружу. Всё, что в подземелье, принадлежит богу Буту, говорят они, а если ты всё же решился взять, то оставь что-нибудь взамен. Говорят, что есть подземщики, которые давно ищут капитанский золотой клад…
Автор проекта - архитектор Боффо очень удачно разработал её пропорции (ширина вверху 12,5 метра, внизу - 21,6). В разработке технических и конструктивных проблем, связанных с сооружением лестницы, участвовали инженеры Ю. Морозов, Уоптон и др. Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок. Длина её 142 метра, высота - 24. Спускалась она к самому морю. Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница - 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу. Интересны некоторые особенности лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, тем самым зрительно увеличить длину лестницы, придать ей величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, приходившими в город за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом. Лестница в разное время носила названия: Гигантской, Бульварной, Городской. После выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получила название Потёмкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней. Одесский писатель Юрий Олеша писал: "...Знаменитая одесская лестница после картины "Броненосец Потёмкин" вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня". Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский. Сейчас лестница имеет 192 ступени. Восемь ступеней засыпали, когда Приморская улица (Суворова) была поднята к теперешнему уровню. |